Афиша. Светлица – медиа о русской идентичности

СВОЯСИ. Путь современного искусства

В Государственном историческом музее открывается выставка «СВОЯСИ. Путь современного русского искусства», посвященная исследованию национальных традиций, которые находят свое отражение в различных направлениях современного искусства и декоративно- прикладного творчества.

Тема каждого года задает новый вектор размышлений о том, какие образы коллективной памяти выходят на поверхность и приобретают важное значение в жизни современного человека. Экспозиция выставки последовательно расширяет поле исследования феномена культурного кода.

Тема выставки в Историческом музее — «Дом как пространство бытия». В её основе лежит осмысление понятия пространства внешнего и пространства внутреннего, определяющее ключевые мировоззренческие установки.

«Возвращение к истокам постепенно происходит во всех сферах жизни. Обретение целостности и гармонии через прочную связь поколений — это не тренд, это прежде всего осознание того, что человек не только отдельная личность, он носитель культуры всех предыдущих поколений. И это наследие в нас — огромный клад, необъятное сокровище, исцеляющее мудростью и красотой», — говорит Наталия Юстицкая, автор проекта «СВОЯСИ».

В этот раз речь идет о семиотике пространства дома. На Русском Севере дом называли «хоромы», как храм, что говорит о сакральности этого места. Это сосредоточие всего самого ценного для человека.

Пространство дома четко структурировано и наполнено символикой, отражающей отношения человека с природой, с предметным миром, с другими людьми. Изба становится моделью космоса, соответствует представлениям о порядке в противоположность хаосу. Смысловая архитектура выставки организована по принципу устройства избы: «крыльцо», «сени», «горница», «сусеки», «бабий кут», «красный угол»…

Функциональное назначение каждого пространства рассматривается применительно к различным сферам жизни современного человека. Возникающие аналогии выявляют степень актуальной значимости определенных образов.

Сусеки — это закрома, хранилище. В этом разделе экспозиции сосредоточены наиболее архаичные образы, хранящиеся в глубине нашей памяти. Эти образы очень типичны, хорошо узнаваемы, как петушок на палочке или цветастый платок.

Сени — помещение между жилой частью дома и крыльцом. Это некое промежуточное пространство между домом и улицей. В некоторых регионах его называют мостом прежде всего потому, что это своего рода рубеж, граница между внутренним безопасным местом и внешним миром, полным опасностей. В современной интерпретации он фиксируется в образе замочных скважин.

Горница — главная помещение в доме, где семья собирается за общим столом. Как правило, горница играла роль парадной комнаты и прежде всего связана с темой трапезы: физической и духовной. Экспозиция этого раздела рассказывает о роли хозяина в устройстве и жизнеспособности дома.

Печь — это сердце дома. Именно с этим местом возникает ассоциация, когда говорят о доме как о родительском гнезде. Тепло материнской любви сосредоточено в представлениях о русской печке. Покидание родимого гнезда как метафора утраты связи поколений становится ключевой темой размышлений современных авторов.

Бабий кут — это мир женщины, наполненный красотой, любовью, заботой и бытовыми делами… Здесь проявляется женщина-невеста, женщина-мать, подруга, жена, воительница, хранительница очага и вековых традиций. Актуальные сегодня размышления о роли женщины в обществе, о ее предназначении, о ее особом чувствовании мира выражаются в ярких и глубоких образах.

Красный угол — наиболее почетное место в доме. Традиционно здесь помещается иконостас, а также самые ценные для хозяев предметы. Это место сакральное, и без него невозможно себе представить жилище.

Даты проведения выставки: 5 марта — 11 августа 2025 года
Адрес: Исторический музей, Красная площадь, д. 1, вход 3
(за памятником маршалу Жукову)
2025-08-11 22:00 Москва Выставка