Генеалогический поиск вглубь веков:
Как искать предков дальше рубежа
XIX-XX вв.

Как правило, самый трудный этап поиска предков — это последние 120 лет нашей истории, а именно советский период и предреволюционная Россия.

Люди бежали с родины от Первой мировой войны, эмигрировали после войны гражданской, служили в армии далеко от дома и потом оставались там жить. Они ехали на стройки по комсомольской путевке и осваивали целинные залежные земли. Попадали в ссылки и лагеря, становились беспризорниками. Кто-то даже фальсифицировал документы в целях самосохранения. Со всеми этими явлениями мы имеем дело в 20 веке.

Мы уже рассказывали вам, как восстановить жизненные пути предков до рубежа XIX и XX столетий. Сегодня прольем свет на то, какие источники помогут прорваться в глубь веков и продолжить поиски.

Метрические книги

До 1918 года информация о рождении, заключении брака и смерти записывалась в метрические книги. Именно они являются основным генеалогическим источником в контексте дореволюционного поиска.

Из них можно узнать основные биографические сведения о предках — ФИО, даты рождения, информации о браках, рождениях и смертях.

Найти метрические книги можно в архивах разного уровня: федерального, регионального, районного или городского. Иногда такие документы также хранятся в церквях, музеях и в архивах органов ЗАГС.

История метрических книг в России начинается с 1702 года, когда по указу Петра I священники были обязаны каждую неделю предоставлять данные о крещениях и погребениях в Патриарший приказ. Самая ранняя из сохранившихся книг — это записи Донского монастыря за период с 19 мая по 31 декабря 1703 года.

Однако, не все священники добросовестно выполняли эту обязанность. Некоторые старались минимизировать объем работы, а иногда даже сообщали, что в их приходе за год не произошло ни рождений, ни смертей. Например, в 1737 году священник из села Житова заявил, что за весь прошлый год в его приходе не было никаких значимых событий.

Самые старые метрические книги, хранящиеся в архивах Тверской, Рязанской, Тульской и Омской областей, относятся к 1722 году, а в Тамбовской — к 1744 году. В Калужской области первые сохранившиеся записи начинаются с 1770 года.

Первые метрики были весьма лаконичны, но со временем они становятся все более и более информативными. Из метрик XIX века уже можно узнать, от какой болезни умер человек. Среди них есть весьма «необычные»: рафания (злая корча), «антонов огонь» (гангрена), скорбуш (цинга), «жабья болезнь» (ишемия сердца) и другие.

Метрические книги — только для православных предков?

Изначально метрики учитывали только православное население. Приходы других конфессий начали вести записи значительно позже:

• Католические — с 1826 года (на территории бывшей Речи Посполитой, а также в Москве и С.-Петербурге — значительно раньше)
• Мусульманские — в магометанских общинах Оренбургского края ― с 1828 года, Таврического ― с 1832 года, значительно позже в Закавказье ― не ранее 1870-х годов и в Средней Азии ― с 1875 года (но крайне нерегулярно, притом что в Бухарском эмирате их не вели вовсе)
• Лютеранские — с 1832 года (в приходах на территории Прибалтики, в Москве и С.-Петербурге — значительно раньше)
• Армяно-григорианские — появились после принятия Положения об армянской церкви 13 марта 1836 года, первые датированы 1837 года (МК г. Гянджи — Елисаветполя)
• Иудейские — с 1835 года
• Старообрядческие — с 1874 года
• Баптистские — с 1879 года

Другие источники для дореволюционного поиска

Кроме метрических книг существует огромное множество других источников, которые помогут узнать судьбу предков. Например:

Исповедные росписи

Исповедные росписи, также известные как духовные ведомости, представляли собой документы, в которых фиксировались данные о прихожанах, прошедших (или не прошедших) исповедь и причастие. Первое упоминание об их составлении датируется 1697 годом, однако регулярное ведение этих записей началось с 1716 года, когда по указу Петра I каждому жителю предписывалось ежегодно исповедоваться перед своим священником.

Переписи, среди которых:

Писцовые книги (переписные, дозорные, приправочные и отдельные)

С XV века данью облагались земельные участки, а результаты записывались в писцовые книги. Самые ранние из них — новгородские. В XVI—XVII вв.еках их составлением занимался Поместный приказ, где переписывались дворы и землевладения. С 1645 года учет велся подворно, создавались переписные книги, в которых фиксировались дома и дворы, но не указывались данные о земле.

Что можно узнать из писцовой книги?
• Описание земель
• Размеры и качество земельных владений
• Имена помещиков и крестьян
Где найти?
• В Российском государственном архиве древних актов (РГАДА), фонд 1209, Поместный приказ — Вотчинная коллегия — Вотчинный департамент
• На сайте РГАДА опубликован список изданных писцовых книг
• Часть из них можно посмотреть на сайтах Российской государственной библиотеки, Государственно"

Переписи 1710 года и Ландратская

В 1710 году прошла фискальная перепись, в ходе которой территория страны была разделена на «доли», управляемые ландратами. Впервые учитывались женщины. Из-за выявленного сокращения хозяйств Петр I отверг результаты и распорядился использовать данные 1678 года для налогообложения, а также провести новую перепись в 1716—1717 годах. Эта подворная перепись, известная как ландратская, охватывала все сословия, учитывала и мужчин, и женщин, и фиксировала местонахождение членов семьи на момент записи.
Что можно узнать?
• Имя, отчество, фамилию (если была)
• Возраст на момент проведения переписи
• Наличие детей мужского и женского пола
• Кто является нетрудоспособным
• Кто и когда умер

Ревизии

Ландратская перепись показала, что крестьяне объединяли дворы для уменьшения налогов, поэтому с начала XVIII века объектом учета стал подданный, а не «двор». Большие крестьянские семьи несли значительную налоговую нагрузку. Всего было проведено 10 ревизий, иногда с дополнительными переписями. Женщины не учитывались в I, II и VI ревизиях. Ревизская сказка определяла не только статистику, но и социальный статус человека, что влияло на его свободу. Для частновладельческих и государственных крестьян, мещан и купцов создавались отдельные записи.

Что можно узнать из ревизской сказки?
• Имя, отчество, фамилию (если была) владельца двора
• Его сословная принадлежность
• Возраст по предыдущей ревизии и текущий возраст
• Имя и отчество членов семьи с указанием возраста (для мужчин еще и возраст по предыдущей ревизии, для женщин только на период проводимой ревизии)
• Отношения к главе семьи (сын, зять, сноха, сестра, племянник и тому подобное)
• Причины выбытия из тягла (умер, отселен, в рекрутах и так далее)
Иногда указывалась национальность (по I-V ревизиям), физические недостатки («увечен», «слеп») (по I ревизии), а для некоторых категорий населения вносились сведения о специальности (сказки VII ревизии). Каждая семья имела № по порядку, который обозначал весь двор.
Также сказки фиксировали факты естественного и механического движения населения (для женщин — только в ревизиях 1782 и 1795 годов) и межсословные переходы.

Посемейные списки

Ревизские сказки заменили посемейные списки, введенные в 1877 году в связи с законом о всеобщей воинской повинности. Их начали заполнять с 1 января 1881 года для мещан, цеховых и крестьян. В отличие от сказок, списки обновлялись ежегодно, а информация дополнялась на протяжении лет. Иногда заводили новые списки, если внесение поправок было сложным. В архивах можно найти несколько версий таких списков. Существовали два их типа: с указанием всех членов семьи и списки, где фиксировались только мужчины.

Что можно узнать из посемейного списка?
• Имя, отчество, фамилию (если была) главы семьи
• Имена его сыновей, внуков, братьев с сыновьями, проживавших совместно
• Возраст мужчин (год, месяц и день рождения) — на 1 января текущего года
• Место приписки
• Вероисповедание
• Дату смерти
• Начало поступления на действительную службу, ее окончание, перечисление в запас
• Имена и отчества жен
• Имена дочерей
• Факты замужеств
Желаем удачи в поисках!

Больше информации о том, как самостоятельно провести генеалогическое исследование — читайте в телеграм-канале «История тебя».

СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ СВЕТЛИЦА (SVETLICA)

РЕГИСТРАЦИОННЫЙ НОМЕР ЭЛ № ФС77-85755


ЗАРЕГИСТРИРОВАНО ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ (РОСКОМНАДЗОР) 22.08.2023 0+

ЛЮБОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ РЕДАКЦИИ ВОСПРЕЩАЕТСЯ
МЕНЮ
Made on
Tilda