• Варвара Чадаева
    Брала интервью
интервью с реставратором и владельцем дома никуличева в вологодской области

Восстановление села начинается с дома

Молодой архитектор из Вологды Иван Магарев своими силами восстанавливает в селе Устье купеческий особняк. Отучившись в Милане, он купил старинный дом и уже четыре года занимается тем, чтобы создать в этом месте новую точку притяжения
для местных жителей и туристов. В отреставрированном Доме Никуличева Иван планирует открыть уже этой зимой культурное пространство и кафе.

Редакция Светлицы поговорила с Иваном, чтобы узнать подробности проекта, который также был оценен экспертным жюри Премии Жить вместе и вошел в его лонг-лист.

«
На фото Дом Никуличева (слева)
Вообще история покупки дома интересная. С 2016 по 2019 гг. я учился в магистратуре в Милане, в Италии на архитектуре. Целью моей магистерской работы была реновация исторического центра Устья.

Я выбрал это село, потому что, во-первых, это была Вологодская область, во-вторых, потому что мой папа был родом из Усть-Кубинского района, и, в-третьих, потому что в Устье сохранилось довольно много исторических зданий, сохранилась квартальная застройка.

Мне, с точки зрения архитектуры, было интересно поупражняться в том, как вдохнуть в это село жизнь, чтобы наполнить его активностью, туристическим потоком. Мне было интересно при помощи каких-то архитектурных решений сделать Устье популярным местом для туристов. Сохранилось-то очень много всего, но не едут особо туристы. В общем, была такая задача магистерской работы – переосмыслить Устье, построить какие-то улицы, сделать новую или какую-то компенсирующую застройку, сделать речной вокзал, смотровую башню, воссоздать колокольню собора и тому подобное.
Фото двери Дома Никуличева в формате "до/после"
В рамках этой работы, еще учась в Италии, я несколько раз приезжал в Устье и изучал здания, и уже тогда этот дом попал в мое поле зрение благодаря своей интересной архитектуре. Я думал, что было бы здорово купить его, хотя у меня денег тогда не было на покупку, но дом мне очень понравился.

Когда я уже вернулся в Россию в 2019 году, я искал себе квартиру. У меня было два миллиона, я искал себе в Вологде жилье и постоянно мониторил на Авито объявления. В одну ночь я наткнулся на объявление о продаже устьянского замка. Я сначала не поверил, что он продается. Потому что он был уж очень красив… А в объявлении стояла сумма как раз в два миллиона, и я подумал, что просто этот замок взят для привлечения внимания, а продавали на самом деле что-то другое.
Я позвонил по телефону и оказалось, что действительно этот дом продавался. Его продавала фирма «Вологодский картофель», потому что это здание было включено в реестр объектов культурного наследия, и фирма не хотела связываться со всеми сопутствующими обременениями и выставила дом продажу. Он продавался уже три года на тот момент, насколько я знаю. Я его, в итоге, и купил. Это случилось в 2020 году, и с тех пор я занимаюсь его восстановлением.

Из офиса в деревню каждую неделю

Если честно, я думал, что за четыре года выгорю, что дом меня угнетет, но уже четыре года я продолжаю работу над восстановлением здания. Каждые выходные я туда приезжаю, жду конца недели, чтобы туда приехать. Мне этим нравится заниматься. Меня очень вдохновляет то, что я делаю. Конечно, это сложно, но интересно. Работа с наследием, с подлинным материалом, со старинными окнами, дверьми, очень приятная и нисколько не утомляет.

Получается, я купил не какое-то обременение, а хобби. Когда приезжаю в Устье,  отдыхаю душой. Я всю неделю работаю в офисе за компьютером и вот на выходных приезжаю в Устье. Здесь меня ждут: работа руками, придумывание, творчество. Мне это очень нравится!

Буквально этой зимой я хочу открыть на первом этаже кофейню с культурным пространством.

О том, как Никуличев дом в Устье построил

Кратко расскажу про историю становления Никуличевых, это довольно интересно. Вообще Никуличев был выходцем из крестьян, поэтому местные купцы Никуличева не сразу приняли в свое общество. Никуличеву было поставлено условие: будешь с нами работать, если построишь дом за один день.

Никуличев не растерялся, он был предприимчивым купцом, многие говорят, что очень смекалистым, так что он этот вызов принял и успешно справился с заданием. Конечно, не обошлось без хитрости! Как вы помните, Никуличев владел лесными предприятиями. На одной из своих лесных площадок купец приказал построить деревянный дом. После завершения работ сруб разобрали, перевезли в село и там уже собрали за одну ночь в самом центре Устья! Вот так в центре села появляется первое здание его конторы. Предприятие купца называлось «Никуличев и сыновья».

После постройки конторы Никуличев начинает еще более активно заниматься заготовкой и продажей леса на внешний и внутренний рынок, купец строит стекольный завод, тоже достаточно прибыльный. Предприятия развиваются, а их хозяин становится одним из самых авторитетных и успешных купцов в Устье.

В связи с расширением предприятий Никуличев строит свой второй, уже кирпичный дом, который как раз я и восстанавливаю. Важно отметить, что второй дом также является конторой. Эти два дома были нежилые, они были изначально построены для нужд предприятия.

Дом заморский

Дом имеет необычную архитектуру: башенки готические, пинакли, декор очень обильный. Основная версия, почему Никуличев построил такой дом, это потому, что он хотел показать свою связь с Европой. Даже сейчас модно демонстрировать фирмам различным, что они торгуют с европейскими странами, а тогда это было вдвойне престижно. Поэтому Никуличев попросил своего архитектора построить дом похожим на готический замок. По-научному (по документам), этот стиль называется псевдоготика.

О том, с чего реставрацию начинать надобно

Еще раз отмечу, что данное здание — объект культурного наследия регионального значения. Из этого следует много трудностей.

Во-первых, для всех работ нужно разработать и согласовать проект. Мы этот проект с моим другом Виталиком Трошкиным разрабатывали примерно год. Этот проект включает в себя пятнадцать разделов. Там есть историко-культурные исследования, обмерные чертежи, архитектурный раздел и анализ экспертов. К нам приезжали эксперты, археологи, изучали покрасочные слои. Мы даже делали дендрохронологический анализ, то есть отправляли срезы конструкции в лабораторию в Москве, чтобы по ним выяснить ее возраст. Разработка проекта — очень сложный этап.

Во-вторых, еще нужно пройти культурную экспертизу, которая тоже стоит денег (примерно сто тысяч). На проекте мы, конечно, здорово сэкономили, потому что делали его в основном сами.

После того, как сделал проект и прошел экспертизу, ты еще все согласовываешь в Комитете по охране памятников. Мы только со второй попытки согласовали проект. Конечно, если вы купили объект культурного наследия, то в первую очередь нужно позаботиться о документах.

Часть работы, как мы, можно делать сразу: расчистка и вынос мусора, сдирание советских обоев. В первый год мы вывезли машин пять с хламом. Такими вещами можно заниматься и не дожидаясь проекта, чтобы не терять время. Остальные работы возможны только после согласования проекта и получения на это разрешения.

О команде проекта

Очень важно сказать, что я не один этим занимаюсь, а мне помогают мои близкие. Это мой папа, Валерий. Он по профессии реставратор, но всю жизнь занимался макетами церквей. Он хорошо работает с деревом и все столярные работы — и внутренние, и наружние — все это благодаря папе движется. Вообще работа с окнами самая тяжелая, но самая важная, потому что в доме были очень старые окна. Они сгнили в нижней части и прямо рассыпались в руках. Казалось, что нужно их менять полностью. Я взял строительный фен, шпатели, попробовал очистить краску, и мы поняли, что под краской в принципе довольно хорошее крепкое дерево (окна сделаны из лиственницы). Мы с папой решили, что попробуем их восстановить, и мы это сделали.

Три года шла работа по реставрации окон. Я снимал окна, а они большущие: каждое, примерно, метр на полтора. Вез каждое окно в Вологду, там папа их чистил от краски, реставрировал, заменял гнилые части на новые, потом все это я привозил обратно в Устье на крыше легкового автомобиля, и там мы ставили окна на место и красили их. Это очень большая и сложная работа, в некоторых местах окна нельзя было снять, и их пришлось чистить и реставрировать прямо в доме.

Еще из людей, которые мне активно помогают, я хотел бы упомянуть своих друзей. Во-первых, это мой друг-архитектор Иван Крутиков. Он сейчас уехал учиться в Венецию и помогает мне с дизайном, с какими-то решениями по интерьеру и по наружней отделке. В общем, движется все благодаря моим друзьям, моему папе, волонтерам, которые приезжают помогать мне с домом.

Мастер на все руки

Еще к важным работам, которые были сделаны в начале, — это водосточная система. Тоже благодаря папе. На доме есть очень красивые водоприемные воронки из просечного металла. На момент покупки в доме было всего три таких воронки, и во время дождя вода хлестала просто на стены.

Мы стали думать, что с этой ситуацией можно сделать, и мой папа в семьдесят пять лет залез на крышу и снял одну из таких воронок. Мы сделали проект, развертки, чертежи. Папа из оцинкованной стали вырезал вручную еще шесть таких воронок. Мы их загрунтовали, покрасили, сделали трубы водосточные. Я попросил своего знакомого строительного альпиниста, и он установил все это. Так водосточка была восстановлена в первый год, и мы фактически спасли дом от разрушения водой.

Объединяя современность и старину

Мы уже провели огромный фронт работ по восстановлению здания. В дальнейшем отделка дома после расчистки будет максимально сохранена. Здесь, к сожалению, не сохранилось никакой родной мебели, кроме столярных изделий. Я и не хочу превращать дом в музей, полный старинной мебели.

Мы расчистим краску, загрунтуем, покроем лаком, наполним интерьеры современной и антикварной мебелью. На таком контрасте нового и старого построится интерьерное решение. С его разработкой мне помогут мои друзья — дизайнеры Татьяна Виноградова и Иван Крутиков. Думаю, получится красиво.
О финансировании проекта
Сейчас нам надо открыть первый этаж, чтобы дом уже начал как-то приносить какую-то денежку, чтобы обслуживать себя, окупать ремонт. Естественно, это никакой не бизнес-проект, неприбыльный проект. Вся эта история убыточная, финансирование идет только из моих средств, с моей зарплаты архитектора, никаких грантов у меня нет.

Меня это устраивает. Мы хоть и медленно, но стабильно продвигаемся. Уже в этом году планируем открыть на первом этаже кофейню с культурным пространством.

Мы хотим сделать такое пространство, где жители и гости села могли бы отдохнуть, выпить кофе с пирожным, посмотреть какую-то выставку местных художников, фотографов и просто культурно провести время.

»

СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ СВЕТЛИЦА (SVETLICA)

РЕГИСТРАЦИОННЫЙ НОМЕР ЭЛ № ФС77-85755


ЗАРЕГИСТРИРОВАНО ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ (РОСКОМНАДЗОР) 22.08.2023 0+

ЛЮБОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ РЕДАКЦИИ ВОСПРЕЩАЕТСЯ
МЕНЮ
Made on
Tilda